Черная пятница: история возникновения и причем тут полиция

Первая "черная пятница" в истории
Первая "Черная пятница" в истории. Источник: https://asialocalize.com/

Филадельфия, 1950 г. На улицах толпы местных жителей, дороги переполнены автомобилями. Тогда такое не часто встретишь. Причина: День Благодарения и ежегодный футбольный матч между Army-Navy

Источник: https://asialocalize.com/

Это привело к росту числа краж в магазинах и других преступлений, а полиции пришлось работать дольше, чтобы справиться с толпой. Кстати, именно от полиции и был впервые применен термин «Черная пятница» в контексте ажиотажа в городе после Дня Благодарения.

В источниках можно встретить много мифов. Например, история о связи черной пятнице с 1869 г. (крах рынка из-за золота).

Сам термин, «Черная пятница» изначально не имел никакого отношения к шопингу, – говорит Нэнси Коэн , историк и профессор Гарвардской школы бизнеса. Он описывал финансовую панику 1869 года, которая возникла из-за того, что инвесторы Джей Гулд и Джим Фиск подняли цены на золото и в конечном итоге привели к краху рынка.

Как черная пятница стала днём шопинга

Сама традиция совершать покупки после Дня благодарения восходит к концу 1800-х годов. Упоминание термина Черная пятница начинается с 19 века, но отношение к шопингу термин приобретает с 1950-х годов от полицейских Филадельфии.

С тех пор этот термин стал использоваться для описания покупок в этот день и набирал обороты с каждым годом.

Вот такое противоречие. Люди после Дня Благодарения готовы покупать, а прилипло негативно окрашенное название ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА. Действительно, если вдуматься, звучит как заклинание.

Чтобы изменить восприятие общественности, придумали альтернативное объяснение: «Черная пятница» — это день, когда ритейлеры перешли из убыточных в прибыльные.

В бухгалтерском учете красные чернила означают убыток, а черные чернила — прибыль.

Этот новый подход помог переосмыслить Черную пятницу как благоприятное событие как для розничных торговцев, так и для потребителей.

К 1980-м годам этот термин стал общенациональным, и розничные торговцы начали считать «Черную пятницу» частью сезона праздничных распродаж.

Мифы о Черной пятнице

Черная пятница и рабство: развенчание мифа

Согласно мифу, Черная пятница произошла от продажи рабов на следующий день после Дня благодарения.

Это утверждение было опровергнуто историками и не имеет под собой никаких фактических оснований.

Термин «Черная пятница», связанный с шопингом, появился в 1950-х годах в Филадельфии и не имеет никакого отношения к рабству.

Черная пятница 1929 года и Великая депрессия: исторический фон и влияние

Другой миф связывает Черную пятницу с крахом фондового рынка 1929 года, известным как Черный вторник, и Великой депрессией.

Хотя крах 1929 года и повлиял на экономику США, он не имеет никакого отношения к распродаже в Черную пятницу.

Использование «Черной пятницы» в торговых целях получило развитие в середине XX века независимо от предыдущих финансовых кризисов.

Именно ритейлеры придумали этот термин для обозначения прибыльности

Ещё один распространённый миф заключается в том, что розничные торговцы придумали термин «Черная пятница», чтобы обозначить день, когда они начинают получать прибыль, переходя из «красного» состояния в «черное».

Хотя многие розничные торговцы действительно отмечают рост прибыли в праздничный сезон, они не придумали этот термин для этого.

Практика бухгалтерского учёта с использованием черных чернил для обозначения прибыли действительно существует, однако термин «Черная пятница» не был придуман розничной торговлей для обозначения финансового успеха.

На самом деле, как мы уже упоминали ранее, этот термин впервые был использован полицией Филадельфии для описания пробок и толп на следующий день после Дня благодарения.

Лишь позднее розничные торговцы переняли этот термин и попытались представить его в виде позитивной концепции, связанной с прибыльностью.

Черная пятница была планом правительства по стимулированию экономики

Некоторые утверждают, что правительство США создало «Черную пятницу» в качестве экономического стимула, чтобы побудить потребителей тратить деньги и вывести страну из рецессии.

Нет никаких доказательств этого. Хотя государственная политика может влиять на экономическую активность, официального указа или плана сделать Черную пятницу национальным днём ​​шопинга не было.

Он возник на основе потребительского поведения и розничного маркетинга.

Сотрудники заболели

Забавная, но ложная история гласит, что термин «Черная пятница» появился из-за того, что сотрудники стали брать больничный на следующий день после Дня благодарения, чтобы получить 4 дня выходных и оставить своих работодателей без персонала.

Хотя некоторые люди могут брать больше свободного времени в этот период, никаких исторических свидетельств, подтверждающих эту практику, нет.

Черная пятница — самый загруженный день, потому что магазины закрыты до конца праздников

Некоторые думают, что Черная пятница стала самым загруженным днём ​​шопинга в году, потому что магазины будут закрыты до конца праздничного сезона, и люди будут активно закупаться в этот день. Неправда.

Магазины открыты в течение всего праздничного сезона и часто продлевают часы работы для покупателей.

Всплеск продаж в Черную пятницу обусловлен ограниченными по времени предложениями и акциями, а не закрытием магазинов.

Вывод. В целом, «не было определяющего момента, который заставил бы нас назвать Черную пятницу «Черной пятницей», — говорит Коэн. — На самом деле, это эволюция общества и определения, розничных практик и реакции потребителей на это».

Глобальное расширение «Черной пятницы»

Черная пятница вышла далеко за рамки своих истоков в США, превратившись в глобальное розничное событие, поддержанное странами по всему миру. То, что начиналось как традиция шопинга после Дня благодарения, эксклюзивная для американских ритейлеров, теперь стало ключевым событием продаж в таких странах, как Великобритания, Канада, Австралия, Бразилия и Германия, среди многих других. Фактически, из 195 стран мира, по оценкам, 50-60% «празднуют» Черную пятницу.

Ритейлеры в этих странах предлагают свои версии Black Friday со скидками и акциями в различных секторах, от электроники до моды. Некоторые регионы даже адаптировали концепцию, чтобы она соответствовала местным покупательским привычкам, ещё больше расширяя её охват.